Пляса де Майо
Oct. 15th, 2025 04:11 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Приехав в Буэнос-Айрес, невозможно не прийти на эту великую площадь - Пляса-де-Майо, понятное дело, поехали на нее и мы, прилетев в начале 2000-х повидать свою старшую, которая брала "semester abroad", зарегистрировавшись на кучу классов в Университете Буэнос-Айреса. У меня было даже несколько постов в ЖЖ на эту тему (Тени, Таможня, наверное еще что-то, но навскидку найти не могу). Не поверите, но на площади перед правительственным зданием была тьма женщин в белых платках. Мы так и не поняли тогда - то ли это те, у кого все еще не найдена родня, то ли это уже просто "клубная" принадлежность и традиционное место сбора жертв того ужасного времени.
Итак, героиня моего рассказа - Роза Тарловски родилась 15 августа 1919 года в семье Саломона Тарловски, фермера и владельца ранчо, обанкротившегося во время Великой депрессии, и Аны (Мильштейн) Тарловски в Мойзес-Виль, сельскохозяйственной общине еврейских иммигрантов, бежавших в Южную Америку от погромов в царской России.
В подростковом возрасте она переехала в город Росарио, чтобы изучать акушерство, и окончила Национальный университет Литорали. В 1949 году она переехала в Буэнос-Айрес, а в 1951 году вышла замуж за бухгалтера Бенджамина Ройзинблита. Дочь Патрисия родилась в следующем году. Когда дочери стукнуло 24, страну накрыла черная пелена военной диктатуры.
Во время войны, которую правые военные диктаторы Аргентины развязали против предполагаемых противников, то есть своего же народа (никого из нынешних урковыводителей не напоминает?), женщины Аргентины, съезжавшиеся со всей страны, надевали на головы белые платки и еженедельно собирались на центральной площади Буэнос-Айреса, подвергая себя большому риску, протестуя против исчезновения своих детей, мужей, жен, сестер, братьев, внуков. По самым скромным оценкам правозащитных организаций, в районе 30,000 аргентинцев были похищены, подвергнуты пыткам, напичканы наркотиками, выброшены из самолётов, и о них больше никто не слышал. Это была "система лицензированного садизма", как позднее назвал все эти действия оксфордский правовед Рональд Дворкин.
Среди в то время исчезнувших оказались 25-летняя дочь Розы Ройзинблит, Патрисия, со своим мужем, Хосе Мануэль Перес Рохо, которых похитили 6 октября 1978 года. Патрисия в тот момент была на восьмом месяце беременности. Патрисия и Хосе когда-то в своем юношестве были членами левой партизанской группировки "Монтонерос", но оба оставили эту деятельность задолго до момента их похищения. Их 15-месячная дочь Мариана, первоначально похищенная вместе с ними, была на удивление быстро возвращена семье агентами военного режима. Игнорируя предупреждения полиции даже не пытаться искать Патрисию, Роза подала ходатайство habeas corpus, которое властями было отклонено, как и многие тысячи аналогичных запросов семей со всей страны.
По мере приближения срока родов Патрисии Роза обыскивала все больницы и детские дома столицы и ближайших окрестностей, как она позже вспоминала. Ответы, которые она слышала на свои запросы и вопросы звучали примерно так:"Если бы даже ваша дочь была у нас, мы никогда не отдали бы её ребёнка таким, как вы". Уже позже, после смены режима из показаний различных свидетелей она узнала, что Патрисию доставили в "родильное отделение" (?!) Военно-морского механического училища, которое было превращено в центр содержания под стражей и пыток недалеко от Буэнос-Айреса. Своего мальчика она родила в этом плену в ноябре того же года.
Тут и начинается полное сходство с романом и сериалом, который я упомянул выше, что навело меня на мысль - а не стибрила ли Этвуд сюжет для романа прямиком из аргентинской жизни? Новорождённого сына Патрисии отдали гражданскому офицеру разведки ВВС Франсиско Гомесу и его жене. Как потом стало известно, этот мальчик стал одним из сотен, рождённых в тайных центрах пыток, после чего этих детей по поддельным документам передали бездетным парам военных.
Роза Ройзинблит, к тому времени вдова и на пенсии, была в отчаянии. Вскоре после похищения дочери и ее мужа она присоединилась к недавно созданному ответвлению группы матерей, которая начала собираться на Пляса-де-Майо. Эта новая группа называлась "Бабушки". "Я хотела бороться, я хотела что-то сделать, я спешила что-то сделать", – позже вспоминала Роза.
В течение 33 лет г-жа Ройзинблит занимала пост вице-президента группы "Бабушек", помогая семьям пропавших без вести, привлекая международную поддержку и проверяя анонимные сообщения о жёнах государственных чиновников, у которых "внезапно" родились дети, безо всякой беременности. Все члены группы постоянно следили за новейшими методами генетического тестирования, надеясь когда-нибудь найти украденных родственников. По данным организации "Бабушки Пляса-де-Майо", около 300 украденных внуков до сих пор не найдены. Зато около 140 таких детей были обнаружены и возвращены семьям.
Патрисию, студентку-медика на момент похищения, больше никто никогда так и не видел, как и её мужа, владельца и управляющего магазином игрушек. Роза смогла найти своего внука Гильермо после того, как её внучка Мариана, писательница и учёный, в 2000 году получила наводку о том, что работница ресторана фастфуда в Буэнос-Айресе может быть её родственницей. Генетические анализы это подтвердили.
Организация "Бабушки" заявила:"Самое большое признание она получила от найденных ею внуков, которые на каждой встрече обнимали её, как родную бабушку". После смерти Розы остались внучка Мариана Эва Перес и внук Гильермо Перес Ройзинблит, который в итоге сменил фамилию Гомес на бабушкину после конфликта с семьей, которую он описывал как жестокую.
P.S. В 2005 году по запросу президента страны Нестора Киршнера в связи с нарушениями прав человека, совершавшимися в годы "Грязной войны", Верховный суд Аргентины отменил всеобщую амнистию, объявленную в свое время военным чиновникам эпохи хунты. В результате этого нового процесса весной 2016 года, в возрасте 96 лет, Роза Ройзинблит имела честь предстать перед судом против мужчин, обвиняемых в похищении её дочери и зятя: Франсиско Гомеса, Луиса Трильо, начальника региональной разведки ВВС, и командующего ВВС Омара Граффиньи, одного из последних выживших членов ближайшего окружения диктатуры. Похитители её дочери и зятя были признаны виновными и приговорены к тюремному заключению.